21 августа 2020г. в Выставочном зале МАУ «Челябинский центр искусств» открылась новая художественная выставка «Среда обитания».
Среда обитания… Так поименована серия графических листов Екатерины Савочкиной, определившая название проекта, реализуемого Челябинским центром искусств в условиях пандемии и ограничений на проведение культурно-массовых мероприятий в экспозиционном пространстве городских музеев и выставочных залов. Есть определённая доля горькой иронии в том, что выставка, ранее задуманная как проект в поддержку идеи вдумчивого, бережного, осторожного отношения к среде нашего существования, приобретает более широкий смысловой аспект в современной ситуации действительных или мнимых угроз человечеству, связанных с возможностью распространения малоизученных заболеваний. Именно сегодня, сейчас мы ощущаем хрупкость привычной среды обитания. Нам говорят: мир никогда не будет таким как прежде. И мы вынуждены согласиться с наступлением «постковидного» мирового порядка, наблюдая его новые визуальные приметы, следуя новым правилам и запретам. Тем интереснее бывает заглянуть в «мир вчера и позавчера». Так каждый человек в посткатастрофический период собственной жизни может мысленно возвращаться в своё же прошлое. Подобные «путешествия во времени» сопряжены с поисками скрытых смыслов, предопределивших неизбежность перехода «светлого прошлого» в не слишком уютное и малопривлекательное настоящее. Какие пронзительные открытия принесёт нам погружение в образный мир графики Екатерины Савочкиной и Любови Серовой – двух челябинских авторов, объединившихся в рамках одного выставочного проекта?
Изобразительные мотивы графических листов Любови Серовой напомнят об истории Троицка – славного города Оренбургской губернии Российской империи, жемчужины архитектуры Южного Урала XIX века. На выставке представлена многочисленная графическая серия «Прогулки по Троицку», где наблюдаем фрагменты его настоящей жизни: поросшие травою «живописные» городские задворки; фрагменты старинных особняков со следами былого великолепия; «портреты» разнообразных ворот и дверей; заброшенный индустриальный объект сельского типа советской эпохи, в своё время насильственно укоренившийся в чужеродной среде дореволюционного купеческого быта, но уже давно разорённый, почивший в забвении… Графические композиции дополняют, усиливают, поддерживают друг друга. Свободная манера исполнения как будто предопределяет их довольно значительные размеры. Простой карандаш – привычный рабочий материал художника, применяемый чаще всего в натурном рисунке – получает более высокий «статус» в материальной структуре самодостаточного серийного произведения. С другой стороны, ощущение очевидной достоверности графического мотива придаёт графике Любови Серовой особую душевную трепетность и теплоту.
Екатерина Савочкина – автор гораздо более сложный и противоречивый в эмоциональной составляющей своего творчества. При сравнении этих двух художников в формально-пластическом отношении фиксируется внимание на «контрасте» конечного результата: в прозрачности тональных композиций Любови Серовой – все оттенки серого; глубина чёрного у Екатерины Савочкиной есть абсолютное ничто, зеро по отношению к которому активно проявлен процесс глубинного внутреннего насыщения графики цветом. Обращение к «Среде обитания» Екатерины Савочкиной требует снятия некоторых психологических барьеров для комфортного восприятия чего-либо не совпадающего с привычным представлением людей о прекрасном. Графический цикл, объединённый общей темой – изображением городских окраин Челябинска – постепенно разрастался, добавлялись новые мотивы. Индустриальные гиганты, жилые кварталы и парк Металлургического района, пустынные набережные реки Миасс с видами на элеватор… Серии «Среда обитания», «Старый парк», «Окраина», «Ночные арки» стилистически едины и действительно воспринимаются одним общим циклом. Его пластическая мелодия формирует образ: угловатые ломаные линии, резкие цветовые и тональные контрасты вызывают тревогу, создают ту смысловую напряжённость, что способствует содержательному наполнению семантики данного образа. При этом многозначность интерпретаций художественного произведения возможна и допустима в принципе, поскольку познание окружающего мира посредством его отражения в искусстве по существу субъективно как субъективно постижение самого искусства.
Показывать творчество разных авторов под неким «общим знаменателем» всегда достаточно сложно. Искомый результат таких интеллектуальных усилий – сформированная в реальном пространстве городского выставочного зала экспозиция выставки. Состоялась, случилась ли она как нечто целостное и органичное творчеству двух художников? Судить об этом зрителю посетившему выставку.
Людмила Евтушенко
заместитель директора МАУ «ЧЦИ»,
куратор выставки
https://cloud.mail.ru/public/56Nc/iRM3G3eHo